Аудиометрия представляет собой процедуру исследования человеческого слуха, процесс определения слуховой чувствительности к звуковым колебаниям. Посредством её проведения можно определить так называемый “порог слышимости” у пациента. Осуществлением аудиометрических исследований занимается врач-сурдолог – доктор, специализирующийся на выявлении и лечении проблем со слухом. Одним из ключевых направлений его деятельности является именно диагностика слуховых нарушений, в том числе, с помощью процедуры аудиометрии. Обычно к сурдологу пациенты попадают по направлению от терапевта или отоларинголога. В некоторых случаях необходимы и профилактические осмотры у этого доктора.
Что представляет собой аудиометрия
В нормальном состоянии человеческий слух способен воспринимать достаточно широкий диапазон звуковых колебаний. Однако, из-за различных причин, например, травм, инфекционных поражений, врождённых патологий, острота слухового восприятия может постепенно или резко снижаться, а в некоторых случаях исчезать полностью. В данном исследовании встречается понятие критерия слуховой нормы – ею считается уровень восприятия ухом пациента шёпота из источника, находящегося на расстоянии шести метров от него.
Содержание:
- Что представляет собой аудиометрия
- Разновидности аудиометрии
- Показания к проведению аудиометрии
- Как происходит подготовка к процедуре
- Децибелы и герцы
- Порядок проведения речевой аудиометрии
- Тональная и пороговая аудиометрия
- Надпороговая аудиометрия
- Компьютерная методика исследования слуха
- Объективная аудиометрия для выявления поражений слухового аппарата
- Особенности проведения детской аудиометрии
- Понятие аудиограммы, механизмы её расшифровки
- Нормальные показатели результатов аудиометрии
- Возможно ли фальсифицировать результаты аудиометрии
Методика проведения аудиометрии является безболезненной и безвредной для пациента, она не требует никакой специальной подготовки, для её осуществления не всегда нужны специальные приборы и аппараты, из-за чего её рекомендовано проводить и взрослым, и детям. При этом, с её помощью можно определить нарушения в работе любых отделов слухового аппарата, а регулярные профилактические осмотры такого плана позволяют выявить и предупредить потерю слуха уже на ранних стадиях появления такой вероятности. Кроме, собственно, определения самого факта снижения слуха, доктор-сурдолог в процессе аудиометрии может рассчитать степень такого снижения. Процедура обязательно проводится перед назначением слухопротезирования.
Получив результаты этой диагностической процедуры, доктор может оценить качество работы всего слухового аппарата, используя метод воздушной проводимости, или изучить функциональные возможности внутреннего уха с помощью метода костной проводимости. В первом случае звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки через наружный слуховой проход, для чего используются динамики или наушники, а во втором источник звука соприкасается с головой, вызывая вибрацию костного аппарата черепа, и, в свою очередь, колебания барабанной перепонки. Задачу стимулирования костей черепа выполняют специальные костные осцилляторы.
Преимущества и недостатки процедуры
Пройденное обследование позволяет с наибольшей точностью провести диагностику слуховых нарушений, в сравнении с остальными подобными процедурами. При аудиометрии осуществляется полный и всесторонний анализ и оценка патологий слуха на основе расшифровки итогов тестирования, выдаваемых в децибелах. В то время как другие способы аналогичных исследований подразумевают выводы врача, основанные на личном мнении.
Также к преимуществам процедуры следует отнести время, затрачиваемое на обследование, которое существенно короче аналогичной операции, проводимой с использованием камертонов. За короткий промежуток времени прибор не только проведет оценку имеющихся слуховых нарушений, но и выдаст итоги проведенного исследования. Подобные функции делают аппарат удобным для массовых обследований пациентов в профилактических и лечебных целях.
Исследование аудиометром помогает выявить даже начальные стадии слуховых патологий, дать точную оценку имеющимся нарушениям.
Аудиометрия не имеет никаких противопоказаний, не доставляет даже малейшего дискомфорта, что делает операцию доступной для всех возрастных групп пациентов.
К недостаткам аудиометрического обследования нужно отнести его субъективность. Она выражается в возникновении не совсем достоверной информации на графике из-за того, что от пациентов не всегда можно добиться честности. То есть пациенту нужно жать на кнопку только в той ситуации, когда он действительно что-то слышит.
Проведение процедуры нужно осуществлять в комнате, которая абсолютно изолирована от посторонних звуков, что создает значительные сложности в оборудовании места для проведения обследования.
Аудиометрия даст только примерные итоги при обследовании костной проводимости на повышенной тональности, но, несмотря на это, на сегодня этот способ тестирования слуха является самым эффективным.
Разновидности аудиометрии
В зависимости от того, каким способом проводится обследование, какие аппараты и приспособления при этом используются, существует несколько основных типов аудиометрии. Наиболее простой и доступной является аудиометрия с использованием живой речи, без применения специальной аппаратуры. Приёмами этого вида речевой аудиометрии пользуются, в основном, отоларингологи, если пациент во время консультации жалуется на ухудшение слуха, заложенность ушей. В процессе проведения обследования доктор отдаляется от пациента на некоторое расстояние, после чего начинает произносить фразы и слова с разной громкостью, от обычной разговорной до шёпота. По тому, как отзывается пациент, насколько чётко и точно может повторить услышанное, врач уже может сделать определённые выводы. К сожалению, такая методика не является полностью достоверной, так как её результаты, не в последнюю очередь, зависят и от уровня развития пациента, от его возраста.
Виды аудиометрии с использованием технических приборов:
- речевая – представляет собой методику определения восприятия речи (живой или в записи);
- тональная и пороговая – исследует восприятие слухом пациента различных звуков, не имеющих отношения к человеческой речи;
- надпороговая – методика, применяемая в случаях полной потери слуха. С её помощью специалист получает данные о дифференциальном пороге восприятия звука;
- компьютерная – осуществляется с использованием специальных компьютерных систем и программ;
- объективная – основывается на фиксации безусловных слуховых рефлексов;
- детская – используется как метод проверки слуха у новорождённых младенцев и детей постарше.
Для отображения полученных данных об остроте слуха испытуемого используется прибор аудиометр.
Проверка слуха у детей
Первые признаки нарушения слуха могут быть замечены еще в раннем возрасте, поэтому очень важно знать, как же проводится аудиометрия у детей. Тональная пороговая аудиометрия используется для детей и в зависимости от возраста испытуемого и бывает безусловно-рефлекторной (от рождения до 7 месяцев), условно-рефлекторной (от 7 месяцев до 3 лет), игровой (от 2 до 7 лет).
Безусловно-рефлекторный метод
Этот метод заключается в оценке реакции ребенка на звук. Результаты его проведения носят ориентировочный характер, так как многое зависит от состояния ребенка. В качестве источника звука используются ручные аудиометры, погремушки, пищалки.
Условно-рефлекторный метод
Пройти этот метод можно только после 7 месяцев, когда у ребенка появляется умение локализировать звук в плоскости «лево – право». Подача звука зрительно подкреплена монитором с возникающим на нем изображением, привлекающего ребенка. У него возникает условный рефлекс на звуки, и он поворачивает голову в ту сторону, где находится источник звука.
Игровая аудиометрия
Игровая аудиометрия, как правило, проводится после 2 лет. Для успешного приенения данного метода аудиометрии родителям нужно подготовить своего ребенка заранее. Нужно научить его реагировать на звук, а именно в момент звучания совершать какое-то действие (например, кидать предметы в баночку, надевать кольцо пирамиды на стержень). Находясь в комнате для исследований, ребенок играет, а когда звук от аудиометра поступает через головные или костные телефоны в его ухо, он выполняет привычные для него действия. Это является сигналом для сурдолога, о том, что ребенок услышал звук.
Важно! Игровую аудиометрию проводят только в том случае, если ребенок понимает задание и может его выполнить.
При обследовании у большинства детей замечается вариабельность, одно задание они могут выполнять по-разному. Для получения стабильных порогов аудиометрия проводится несколько раз.
Показания к проведению аудиометрии
Кроме систематических осмотров с целью профилактики нарушений слуха, существуют ситуации, когда проверка остроты слуха необходима по объективным причинам, например:
- при заболеваниях среднего и внутреннего уха, особенно если пациент сам отмечает ухудшение слухового восприятия;
- из-за болезней головного мозга, связанных с поражением слуховой коры мозга;
- при получении травм ушей и головы, которые привели к снижению остроты слуха;
- при подозрении развития профессиональной тугоухости;
- при обнаружении тугоухости неизвестной этиологии;
- перед подбором и установкой слухового аппарата;
- при инфекционных болезнях уха;
- после приёма определённых групп антибиотиков (Неомицина, Гентамицина), а также больших доз салицилатов;
- для проверки и оценки результатов проведённого лечения.
Как происходит подготовка к процедуре
Перед тем, как приступить к исследованию остроты слуха пациента, доктор-сурдолог проводит с ним подготовительную беседу и опрос. Врач выясняет, когда начались проблемы со слухом, одно или оба уха они затрагивают, нет ли у пациента звона, болевых ощущений или дискомфорта в ушах. Также сурдолог поинтересуется, не были ли перенесены инфекционные заболевания или травмы ушей, каков уровень шума на рабочем месте пациента, есть ли у других членов его семьи проблемы со слухом.
Осмотр включает в себя визуальное изучение внешнего уха на наличие видимых деформаций, а также исследование слухового прохода и барабанной перепонки с использованием отоскопа.
Никаких специальных мер подготовки перед аудиометрией не требуется, однако, по возможности, лучше исключить до её проведения нахождение в шумных местах (дискотеках, концертах, взлётно-посадочных полосах), а также не слушать музыку в наушниках.
Децибелы и герцы
Использование децибелов в качестве единицы определения громкости звуковых колебаний обусловлено тем, что человеческое ухо способно воспринимать звуки в широком диапазоне интенсивности. Например, громкость шёпота составляет около 20 дБ, интенсивность шумной музыки может колебаться от 80 до 120 дБ, а громкость реактивного двигателя доходит до 140-180 дБ. Воздействие звука громкостью более 85 дБ в течение нескольких часов может стать причиной временной потери слуха. Превышение порога дискомфорта (более 112 дБ) вызывает стойкие болевые ощущения, и также может вызывать потерю слуха.
Герцы позволяют зафиксировать такое свойство звуковой волны как частотность, или высоту звука. Герц обозначает количество колебаний воздуха в секунду, которые воздействуют на барабанную перепонку. Тональность басов колеблется в диапазоне 50-60 Гц. В среднем, рабочий диапазон человеческого слухового аппарата находится в пределах от 20 до 20000 Гц. Диапазон высоких тонов находится выше 10000 Гц. Человеческая речь имеет частоту от 500 до 3000 Гц.
Расшифровка пороговых обозначений нарушений слуха
После прохождения полной диагностики различают пять степеней отклонения от показателей нормы:
- Первоначальная слышимость, появляется чуть слышимый звук. В норме это происходит на частоте 5—10 дб.
- Если больной способен определить 20% всех услышанных слов – это второй порог. Располагается при 25—30 дб.
- При возможности различия 50% слов определен третий порог. У здоровых людей он находится на уровне 30—35 дб.
- Порог от 80% является четвертым по разборчивости. Располагается на уровне 35— 40 дб.
- 100% разборчивая речь. Пятый порог при варианте без нарушений слуха расположен на уровне 45—50 дб.
Диагностически значимыми являются 1,3-4 пороги, так как важна функция начальной слышимости.
Порядок проведения речевой аудиометрии
Для осуществления процедуры, пациента помещают в звукозаглушённое или звуконепроницаемое помещение. Звук подаётся через телефонные наушники или в динамик. Во втором случае, испытуемый должен находиться на расстоянии примерно 25-30 сантиметров от источника звука. Динамики или наушники воспроизводят цифровую запись речи диктора, или передают его живую речь. Пациент озвучивает слова, которые произносит диктор, в специальный микрофон.
Диагност, слыша текст, передаваемый обследуемому, и анализируя ответы пациента, изменяет интенсивность звука с помощью специального электронного прибора – аттенюатора, и следит за тем, как воспринимает произносимый текст пациент. Таким образом доктор определяет минимальную громкость (пороговую интенсивность) речи, при которой обследуемый слышит не менее 2/3 всего текста.
Наушники в данном методе используются, чаще всего, при необходимости исследования каждого уха отдельно.
В случае, если диктор живьём произносит в микрофон текст, он должен обращать внимание на показания вольтметра, чтобы установить, с какой громкостью озвучивается речь. Такой способ считается более удобным, так как, во-первых, позволяет установить более тесный контакт между доктором и обследуемым, во-вторых, аудиометр без предусмотренного в конструкции записывающего устройства имеет существенно более низкую стоимость. В то же время, запись гарантирует, что громкость озвучиваемого текста будет более стабильной. Что касается того, использовать ли для обследования мужской голос или женский, судя по отзывам врачей, весомой разницы в результатах речевой аудиометрии, в зависимости от пола диктора, не обнаружено. А вот постоянство частотной характеристики произносимого материала, как и достаточность разнообразия текста, играет важную роль в проведении исследования. Например, для определения слухового восприятия русского языка, посредством проведения аудиометрии, составлены специальные списки слов в виде таблиц. С их помощью можно установить степень разборчивости русского языка для обследуемого.
Учёные и сурдологи также отмечают, что, например, использование одиночных изолированных слов или длинных осмысленных предложений одинаково негативно влияют на результаты обследования, делая их менее объективными. При произнесении одиночных слов, у пациентов отмечается большее понижение слуха, а в случае, когда испытуемый слышит связную осмысленную речь, состоящую из логически составленных предложений, повышается шанс того, что не расслышанные фразы или слова он может угадать или додумать. Оптимальным вариантом считается использование фраз, состоящих из двух-трёх логически связанных слов.
Для полноценного обследования возможностей слухового аппарата человека имеет значение и такой показатель как динамический диапазон восприятия речи, который напрямую связан с понятием порога неприятных ощущений. При наличии стойкой тугоухости, порог может повышаться – в таком случае динамический диапазон остаётся неизменным. Если же порог неприятных ощущений остаётся на уровне нормы, диапазон сужается.
Существует также критерий благоприятного и неблагоприятного уровня восприятия речи. В первом случае пациент может нормально воспринимать речь в течение длительного периода времени, а во втором – обычно не более 2-3 минут. У людей с нормальным уровнем остроты слуха порог воспринимаемой громкости составляет более 60 дБ, а неприятные ощущения вызываются звуками громче 112 дБ. Повышение порога неприятных ощущений на 5-10 дБ наблюдается при поражении звукопроводящего аппарата, а понижение – при некоторых прогрессирующих процессах, например, при токсическом неврите.
Степени снижения слуха
Затруднение восприятия речи и окружающих звуков зависит от степени снижения слуха. Степень снижения слуха по пороговой тональной аудиограмме вычисляют как среднее арифметическое порогов слышимости воздушно-проведенных тонов на частотах 500, 1000 и 2000 Гц.
Минимальное снижение слуха 16-25 дБ
Аудиометрия. Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов при минимальной степени снижении слуха.
Затруднено восприятия тихой речи в шуме. Минимальное снижение слуха в детском возрасте приводит к затруднению восприятие речи. При средних порогах слышимости 16 дБ ученики не получают до 10% речевой информации, если учитель находится на расстоянии более 1 метра. При средних порогах слышимости 20-25 дБ возникают проблемы с распознаванием речевых звуков с, ч, ф.
Легкое снижение слуха 26-40 дБ
Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов при легкой степени снижении слуха.
Затруднено восприятия тихой или удаленной речи в тишине и шуме. Обычная разговорная речь слышна в тишине, но в шуме разборчивость речи ухудшается. Шепотная речь не слышна. Легкая степень снижения слуха в детском возрасте приводит к тому, что дети не получают 25-40% речевой информации, плохо различают согласные звуки, напрягаются при слушании и быстро устают, производят впечатлениие рассеянных. Могут развиваться дефекты произношения, снижаться успеваемость в школе.
Среднее снижение слуха 41-55 дБ
Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов при средней степени снижении слуха.
Разговорная речь слышны на небольшом расстоянии от говорящего, восприятие речи в шуме значительно ухудшается. Тихие звуки и шепотная речь не слышны. У детей средняя степень тугоухости приводит к потере 50-100% речевой информации в зависимости от условий слушания, дети могут понимать простые фразы со знакомыми словами на расстоянии до 1-1.5 метра. Для понимания речи дети используют зрительную информацию (чтение с губ), словарный запас беден, речь искаженная, голос монотонный, многие согласные произносятся неправильно.
Тяжелое снижение слуха 56-70 дБ
Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов при тяжелой степени снижении слуха.
Слышна громкая разговорная речь на близком расстоянии от уха. Дети со снижением слуха 55 дБ теряют 100% речевой информации; могут различать громкую речь на расстоянии до метра; речь не развивается.
Глубокое снижение слуха 71-90 дБ
Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов при глубокой степени снижении слуха.
Слышна очень громкая речь у самого уха, различают громкие звуки на расстоянии 30- 50 см от уха.
Глухота
Пороги слышимости воздушно-проведенных тонов при глухоте.
При глухоте средние пороги слышимости превышают 90 дБ ПС. В некоторых случаях глухоты могут быть слышны громкие звуки, крик у ушной раковины. При клинической глухоте слуховые пороги не определяются при стимуляции уровнем звукового давления 120 дБ ПС, реакция на звуковые стимулы отсутствует. Слухоречевое общение невозможно.
Тональная и пороговая аудиометрия
Чтобы определить пределы звуковосприятия пациента, доктор проводит обследование на частотном отрезке от 125 до 8000 Гц, и устанавливает, с каких значений пациент нормально слышит звуки. Исследование такого типа проводится с применением аудиометра. Эта аппаратура позволяет использовать звуковые сигналы различной степени интенсивности – от 125 Гц, и далее по нарастающей (250, 500, 750 и более Гц), до частот в 8000 Гц. Реже используются аппараты с доступными частотами более 10000 Гц. Шаг переключения при этом составляет 67,5 Гц. Такая методика позволяет определить минимальное и максимальное значение – уровень появления дискомфортного состояния, применяя при этом и чистые тона, и узконаправленную шумовую завесу.
Используемые в данных случаях аудиометры имеют накладные наушники, представляющие собой два отдельных воздушных телефона, или же два внутриушных телефона, которые вставляются в ушную раковину. Также в их комплектации предусмотрен костный вибратор, используемый для исследования костного звукопроведения, микрофон и кнопка, предназначенные для пациента. Записывающее устройство, подключенное к аудиометру, фиксирует результаты обследования.
Помещение, предназначенное для проведения исследования, должно быть звукоизолированным. Если это требование не соблюдено, при проведении анализа результатов тестирования доктор должен принимать во внимание, что на них могут влиять внешние шумы. Впрочем, решить эту проблему способны внутриушные телефоны – их применение позволяет получить максимально объективные результаты, исключить вероятность появления коллапса наружного слухового прохода, а также снизить общий природный шум на 30-40 дБ. Уровень междоушного расслабления при этом вырастает до 70-100 дБ, что значительно увеличивает комфорт пациента при проведении обследования.
Пациенту, посредством наушников, в уши передаётся сигнал конкретной тональности, и в случае, если он его слышит, он нажимает специальную кнопку. Если доктор видит, что кнопка не нажата, он повышает тональность до того показателя, когда испытуемый услышит его и нажмёт на кнопку. Таким образом определяется минимальное значение. Максимум восприятия выявляется аналогично – когда уровень сигнала превышает предел слышимости, пациент отпускает кнопку. Результаты обследования отображаются в аудиограмме.
Нормой пороговой слышимости является громкость в 0 дБ. Переключение звуковых показателей происходит с шагом в 5 дБ, доходя до отметки в 110 дБ. Отклонение от нулевого уровня допускается не более, чем на 15-20 дБ – в таком случае результат считается нормальным.
Надпороговая аудиометрия
В случаях, когда у пациента диагностирована глухота, доктору будет достаточно сложно точно определить место и причину поражения. Для этих целей применяется метод надпорогового исследования. К нему относятся:
- шумовые исследования;
- тесты Фоулера и методика Люшера;
- тесты Лангенбека.
По результатам этого типа аудиометрии можно определить, локализуется ли патология в ушном лабиринте, клетках преддверного или слухового нерва.
Метод Люшера является сегодня самым популярным. С его помощью врач-сурдолог определяет дифференциальный порог восприятия силы звуковой волны (индекс малых приростов интенсивности). Надпороговая аудиометрия позволяет сбалансировать силу звучания сигнала с помощью методики Фаулера, а также зафиксировать начальную границу дискомфорта.
Процедура обследования проводится таким образом: в наушники пациенту поступает звуковой сигнал частотностью на 40 дБ выше слухового порога. В диапазоне между 0,2 и 6 дБ осуществляется модуляция сигнала. Тестирование начинается с уровня на 20 дБ выше слухового порога, с постепенным наращиванием интенсивности звука, с интервалом в 4 секунды. За 0,2 секунды происходит прирост интенсивности звука на 1 дБ, пациент описывает свои ощущения при этом, а доктор исследует их правильность.
Доведя показатели до 3-6 дБ, врач объясняет обследуемому суть теста, и возвращает интенсивность сигнала к 1 дБ. Если диагностирован дефект звукопроницаемости, пациент в процессе способен отличить около 20% увеличения интенсивности тона.
При диагностированной кондуктивной тугоухости (нарушении прохождения звукового сигнала по слуховому пути), нормой является нарушение проводимости звуковых волн от наружного уха до барабанной перепонки, при этом глубина модуляций колеблется в диапазоне от 1 до 1,5 дБ. При кохлеарной тугоухости (неинфекционном поражении внутреннего уха) уровень распознаваемой модуляции существенно ниже – около 0,4 дБ.
Тестирование выравнивания громкости по Фаулеру, в основном, актуально при подозрении развития невриномы слухового нерва (доброкачественной опухоли), или болезни Меньера (патологии внутреннего уха, при которой в нём увеличивается количество эндолимфы). Чаще всего она проводится, если подозревается односторонняя тугоухость, впрочем, это не является обязательным правилом. При двусторонней тугоухости возможно применения данного надпорогового метода, если разность слуховых порогов обеих сторон составляет не более, чем 40 дБ. В таком случае на каждое ухо одновременно подаётся звук, имеющий пороговое значение для конкретного слухового аппарата, после чего сигнал, поступающий в глуховатое ухо, повышают на 10 дБ, подбирая при этом на втором ухе такую интенсивность, чтобы по восприятию больного оба сигнала были одинаковой тональности. Далее процедура поднятия тональности и выравнивания громкости по обоим ушам повторяется.
Что такое ТПА?
Тональная пороговая аудиометрия (ТПА) – это метод исследования слуха. Исследование это проводится врачом по специальному алгоритму: пороги слуха определяются на заданном наборе частот. Существенным плюсом ТПА является поочередная диагностика правого и левого ушей, что позволяет сделать отдельное заключение по каждому уху. ТПА можно проводить детям старше шести лет. Это абсолютно безопасный, точный и сравнительно недорогой способ определения тугоухости различных типов. Тональная пороговая аудиометрия – сугубо диагностический метод. Если вашему ребенку рекомендовали пройти ТПА, не стоит впадать в панику: это совершенно еще не означает, что ребенку нужен слуховой аппарат или что ухудшение слуха необратимо. Существует множество консервативных (в основном физиотерапевтических) методов коррекции слуха, включая плазмаферез, электростимуляцию и лазерную терапию.
Компьютерная методика исследования слуха
Такой способ обследования не требует активного участия подопытного, его можно применять даже к новорождённым детям. Компьютерная аудиометрия считается наиболее достоверным и информативным способом исследования возможностей человеческого слуха, так как ни от пациента, ни от способности доктора интерпретировать результат, объективность полученных данных никак не зависит. Процедура проводится, когда пациент погружается в состояние сна. К его голове подключают специальные электроды, а в ухо с помощью наушников подаются звуковые сигналы разной частоты. Компьютерная программа фиксирует реакции мозга, и строит на их основании аудиограмму.
Объективная аудиометрия для выявления поражений слухового аппарата
Особенно часто этот способ обследования слуха применяется для новорождённых младенцев и маленьких детей. Результаты объективной аудиометрии базируются на проведении анализа рефлексов человеческого организма, которые срабатывают в ответ на определённые звуковые раздражители, и фиксируются независимо от действий или желания пациента.
Такими рефлексами являются:
- расширение зрачка (улитково-зрачковая реакция);
- смыкание век при неожиданном звуковом воздействии (ауропальпебральный рефлекс);
- сокращение круговой мышцы глаза;
- у младенцев – затормаживание сосательной рефлекторики как реакция на различную тональность звукового сигнала;
- реакции сосудистой системы, например, степень сужения сосудов;
- кожно-гальваническая реакция, которая измеряется как электрическая проводимость тела через кожу ладоней.
Самыми современными методами, используемыми для диагностики слуха, являются:
- Акустическая импедансометрия: в результате её проведения можно оценить состояние среднего уха. В рамках этой методики проводится две процедура – тимпанометрия и регистрация акустического рефлекса. Первый тип исследования даёт доктору возможность диагностировать уровень подвижности барабанной перепонки и цепочки костной составляющей слухового аппарата, позволяет определить степень противодействия воздушной подушки в полости барабанной перепонки в условиях различных микроколебаний в наружном слуховом проходе. Что касается акустического рефлекса, речь идёт о регистрации сигнала из внутриушных мышц в ответ на воздействие, направленное на барабанную перепонку.
- Электрокохлеография – способ диагностики, осуществляемый при искусственной электрической стимуляции слухового нерва. Такая стимуляция вызывает активацию улитки.
- Электроэнцефалоаудиометрия – процедура, позволяющая зафиксировать вызванный потенциал слуховых зон коры мозга (в процессе её проведения производится запись электроэнцефалограммы).
Известная эффективность такого вида обследований состоит в том, что их можно проводить по отношению к тем пациентам, кто не хочет, или не может, например, в силу возраста, контактировать с доктором-сурдологом. Такими пациентами являются психически больные люди, новорождённые младенцы и маленькие дети, обвиняемые и заключённые.
Как проводится данное исследование?
Обследуемый располагается в комнате со звуковой изоляцией, надевает наушники. Его задача состоит в том, чтобы нажать кнопку, когда будет слышен звуковой сигнал. Специалист подает сигналы различной тональности и силы, изменяя их в большую сторону до тех пор, пока пациент не нажмет кнопку. Похожим образом исследуется и наибольший уровень звукового восприятия.
Тестирование начинают с правого уха, затем обследуют левое. Именно такая последовательность теста позволяет получить более полную картину слуховой патологии.
Особенности проведения детской аудиометрии
Определение нарушения остроты слуха у ребёнка представляет собой сложную проблему. Так происходит, в основном, потому что ребёнок маленького возраста, и, тем более, новорождённый малыш, просто не в состоянии определить у себя нарушение, и подробно объяснить ситуацию родителям. С детьми работать сложнее ещё и потому, что их внимание в процессе исследования сложнее удержать, они быстрее устают, из-за чего результативность может искажаться.
Аудиологический осмотр младенцев имеет чётко определённую схему, которой придерживается сурдолог. Первый приём крошечного пациента доктор может проводить уже на 3-4 день его жизни. Изначально врач осуществляет наружную отоскопию – визуально оценивает состояние наружного уха и барабанной перепонки. Учитывая специфику возраста малыша, не исключена возможность обнаружения различного рода загрязнений (серы, родовой смазки), а также наружных деформаций или гиперемии. В таких случаях дальнейшая диагностика производится не ранее, чем через 2 недели после того, как будет проведена очистка и лечение слухового аппарата.
К новорождённому может применяться метод тимпанометрии – обследования состояния барабанной перепонки и среднего уха с помощью специального зонда, который воспроизводит серию частот с определёнными характеристиками. По её результатам можно выявить патологии развития, а также наличие инфекционных воспалительных заболеваний.
Следующим этапом обследования новорождённого является регистрация и анализ вызванной отоакустической эмиссии. Известно, что в ответ на конкретное звуковое воздействие, человеческий слуховой аппарат способен генерировать ответные импульсы. Именно на этом принципе и строится указанный метод диагностики. Если в процессе были выявлены отклонения и нарушения, ребёнка направляют на консультацию к отоларингологу и сурдологу.
Дети более старшего возраста, например, школьного или младшего школьного, могут проходить тестирование слуха в игровой форме – так проще добиться от них длительной концентрации внимания и заинтересованности в процессе. В основе методики лежит возможность выработки условного двигательного рефлекса как реакции на определённый звуковой раздражитель. Ребёнку предлагается выполнить конкретное движение из тех, которыми он уже владеет, в момент появления звука. Звуковая слышимость определяется в диапазоне от 250 до 4000 Гц, по отдельности для каждого уха. Звуковые сигналы подаются попеременно с разной частотой.
Понятие аудиограммы, механизмы её расшифровки
Результатом проведённого тестирования слухового аппарата является аудиограмма – показатели, преобразованные в график. По горизонтальной его оси отображается частота звука, по вертикальной – соответствующий порог слышимости, при этом ось вектора находится вверху. Отображаемый порог звуковых волн лежит в пределах от 125 до 8000 Гц.
Для каждого уха составляется отдельная аудиограмма, которая обозначается по-разному: график правого уха отмечается как AD, левого – AS. Внешний вид графиков тоже отличается – аудиограмма правого уха отображается с помощью красного цвета, а вместо точек на нём изображены кружочки. Для левого уха график отображён синим цветом и крестиками вместо точек.
На графиках показывается уровень воздушной и костной проводимости: в первом случае график выглядит как сплошная линия, во втором – как пунктир. При этом линия костной проводимости всегда расположена выше, чем линия воздушной. Расстояние между ними называется костно-воздушным интервалом, и в норме не должно превышать значение в 10 дБ.
Читая графики, доктор-сурдолог имеет возможность диагностировать тугоухость, её степень, а также наличие и характер других нарушений. Самыми распространёнными видами тугоухости, которые может определить по графику врач, являются:
- кондуктивная (когда нарушено воздушное проведение звуков);
- смешанная (если нарушены оба типа звукопроведения);
- сенсоневральная (в случаях, когда костное звукопроведение повторяет воздушное).
Причины снижения слуха в некоторых случаях также отображаются на графике, например, при значении костно-воздушного интервала более 20 дБ врач делает выводы о наличии кондуктивной тугоухости, которая появляется в результате отосклероза или отита. Нельзя переоценивать значение графика для окончательной постановки диагноза. Расшифровка аудиограммы не даёт возможности сделать абсолютно точные выводы без проведения последующих исследований.
Обследуя пациента, доктору важно определить степень поражения и уровень нарушения слуха. Для этого он обращает внимание на расположение кривой графика. У пациентов с лёгкой формой потери слуха значения децибел находятся в пределах между 20 и 40 дБ, при умеренной тугоухости показатели графика определены между 41 и 55 децибелами, при умеренно-тяжёлой – от 56 до 70 дБ, а тяжёлая форма потери слуха изображена в значениях между 71 и 90 дБ. Показатели для каждого уха могут отличаться. Нормой считается диапазон от 0 до 25 дБ. График в громкости свыше 91 дБ свидетельствует об абсолютной глухоте.
Если кривая стремится вниз, это говорит о затруднённом восприятии высоких частот, и наоборот. Кривая, имеющая форму гиперболы, свидетельствует о том, что в середине диапазона потери слуха самые сильные. В таких случаях человек может воспринимать только очень громкие звуки. Показатели аудиограммы необходимы для диагностирования степени потери слуха, определения причины нарушений, её данные очень важны для процесса подбора слухового аппарата.
Как выглядит аудиограмма
В результате исследования доктор получает аудиограмму. Это график, на котором расположены определенные данные. По горизонту можно увидеть частоты, которые были поданы человеку в уши.
Вертикальная линия показывает уровень слышимости, который каждой из частот отвечает. Аудиометрия слуха проводится на каждое ухо отдельно, потому результатов будет 2. AD – для правого, AS – для левого уха.
Чаще всего, графики для удобства раскрашиваются в разные цвета: для правого – в красный, для левого – в синий.
По аудиограмме можно определить как костную проводимость звуков, так и воздушную. Чтобы определить костную проводимость, на графике применяется пунктирная линия. Исследование проводится с помощью костного вибратора, который передает необходимые сигналы во внутреннее ухо. Воздушная проводимость рисуется сплошной линией, а звуки поступают к человеку через наушники. Степени тугоухости могут быть разными, потому линии на листе результатов будут различаться более или менее значительно.
Костная проводимость всегда лучше, чем воздушная. Потому линия ее на графиках диапазонов будет располагаться всегда выше второго типа. Между линиями образуется пространство, называемое костно-воздушным интервалом. Чаще всего, значение его не превышает 10 дБ. При нормальном слухе, линия на графиках будет плоской. Расположится она близко к 20 дБ. Имеются стандарты, по которым определяется уровень слуха у человека.
Нормальные показатели результатов аудиометрии
В процессе проведения диагностики, врач может сделать вывод о том, что пациент имеет нормальный уровень остроты слуха, если он способен расслышать шёпот, тиканье часов, нормальную речь. Также об этом свидетельствует симметричная нормальная воздушная и костная проводимость звука. В данном случае пациент воспринимает частоты звука от 250 до 8000 Гц при громкости 25 дБ и ниже.
Лучшие материалы месяца
- Почему нельзя самостоятельно садиться на диету
- 21 совет, как не купить несвежий продукт
- Как сохранить свежесть овощей и фруктов: простые уловки
- Чем перебить тягу к сладкому: 7 неожиданных продуктов
- Ученые заявили, что молодость можно продлить
При проведении анализа полученных данных, доктор обращает внимание на некоторые факторы, которые могут влиять на результаты аудиометрии, например, на наличие профессиональной тугоухости, болезни Меньера, отосклероза, перфорации или разрыва барабанной перепонки.
Что делать с результатами обследования?
По результатам проведения аудиометрии, человеку выдаётся на руки отчёт. При отсутствии данной услуги в комплексе стандартного обследования, необходимо запросить копию результата проведённого исследования. Она не только позволит подобрать оптимальный слуховой аппарат, но и поможет отследить динамику изменений слуха при проведении дальнейших исследований или профилактики.
Если вы испытываете трудности в распознавании звуков или они потеряли «полноту», то стоит посетить центр коррекции слуха и провести аудиометрию. А умение читать результаты исследования позволят стать активным участником собственного лечения.
Как расшифровываются результаты аудиометрии
Результаты расшифровывает исключительно сурдолог. Он определяет, на каких частотах человек не слышит звуки аудиометрии, выявляет степень, тип тугоухости. От грамотной постановки диагноза зависит назначение методики для коррекции нарушений.
В бланке присутствует две оси: абсцисс и ординат. На первой оси откладывают частоты в Гц, на второй – насыщенность звуковых колебаний в Дб. Аудиограмма состоит из двух графиков – для обоих органов слуха (красный AD (левое ухо) и синий AS (правое ухо)).
Также на бланке отмечают точки пороговой слышимости на конкретных частотах. Для левого уха точки обозначают крестиками, для правого – в виде кружков. Помимо этого, выполняется воздушная и костная аудиометрия для определения уровня проводимости. В бланк вносятся две кривые. Непрерывная линия обозначает показатели воздушной проводимости, линия пунктиром – костной. После проведения воздушной и костной аудиометрии кривая, отображающая костную проводимость, наносится над линией воздушной проводимости.
Врач, расшифровывающий бланк, смотрит на то, как расположены линии. Если они восходящие, у пациента кондуктивная тугоухость, если нисходящие – нейросенсорная.
Костная аудиометрия также помогает определить тип тугоухости. Его выявляют по размеру воздушно-костного интервала. После того, как костная аудиометрия выполнена, в бланк вносятся кривые воздушной и костной проводимости. Тип патологии устанавливается по величине промежутка между ними.
Другие результаты интерпретируются следующим образом:
- Точки линий находятся в промежутке 0-25 дБ. Это норма слуха. У человека отсутствуют патологии.
- Точки линии, нанесенной пунктиром, расположены в пределах нормы, но точки сплошной кривой – ниже. У пациента кондуктивная тугоухость.
- Точки кривых почти совпадают, но располагаются ниже положенного уровня. У пациента нейросенсорная тугоухость.
Если патологий нет, размер интервала варьируется в пределах 10-15 дБ.
Когда для выявления пороговой слышимости выполняется тональная аудиометрия, на частотах в диапазоне 125-250 Гц появляется вибрация. Некоторые пациенты воспринимают ее, как звуки. Поэтому опытные сурдологи критично относятся к показаниям воздушно-костного интервала на низкой частоте.
Аудиометрия слуха в центре слухопротезирования «Мелфон» позволит установить правильный диагноз. Таблица, полученная после обследования, будет расшифрована быстро и точно. Наши врачи назначат эффективную коррекцию слуховых нарушений. Звоните к нам в центр или записывайтесь на прием онлайн на нашем сайте.