Зачем проводится аудиоскрининг новорожденных, какие могут быть результаты

С 2008 года в России каждому младенцу положено проводить аудиологический скрининг, позволяющий своевременно выявить у малыша проблемы со слухом. Нарушения в работе органов сенсорного восприятия окружающей новорожденного действительности существенно снижают темп его развития и являются результатом врожденных патологий, инфекционных воспалений или родовой травмы.

Такое диагностическое обследование безопасно для здоровья новорожденного и проводится всем детям либо сразу в роддоме (или акушерском стационаре), либо в детской поликлинике по месту жительства родителей младенца. Результаты скрининга заносятся в персональную медицинскую карту. Если по каким-то причинам такая диагностика не была выполнена в родильном отделении сразу после появления малыша на свет, то врач делает ее в амбулаторных условиях в медицинском учреждении, к которому прикрепляется ребенок по месту проживания.

Понятие и составляющие скрининга

В первые дни после рождения ребенок должен наблюдаться у врача-неонатолога, который проводит комплексный неонатологический осмотр. Это необходимо для обнаружения наследственных патологических изменений в организме малыша, а также выявления аномалий на самых ранних этапах развития ребенка. Чем раньше будут обнаружены какие-либо нарушения, тем эффективнее будет терапия.

В массовое обследование новорожденных детей включены следующие диагностические этапы:

  1. Осмотр такими узкими медицинскими специалистами, как ортопед, хирург, офтальмолог, невролог.
  2. Ультразвуковой скрининг.
  3. Аудиологический скрининг.
  4. Неонатологический скрининг (лабораторное исследование образцов крови).

Анализ крови является довольно привычной процедурой, в то время как аудиологический скрининг часто настораживает родителей новорожденного ребенка. Однако данная процедура является очень простой и не должна провоцировать возникновение каких-либо опасений.

Под аудиоскринингом понимается обследование, которое позволяет обнаружить патологические изменения в органах слуха с использованием специального медицинского прибора.

Аудиоскрининг. Процедура обследования. Где и как проводится ?

Аудиоскрининг — это массовое обследование, которое с 2008 года проводится в России всем новорожденным для выявления нарушений слуха и возможно более ранней коррекции этих нарушений.

Процедура обследования

Аудиоскрининг проводится специальным прибором аудиометром. Прибор — портативный, снабжен гибким зондом. На наконечник зонда одевается ушной вкладыш и вводится в ухо ребенку. Процедура безболезненна.

Прибор генерирует тестовые звуковые импульсы, которые по зонду, через микрофон передаются в ухо ребенку. Во внутреннем ухе имеются наружные волосковые клетки, способные улавливать и усиливать звуковые колебания и генерировать собственные звуковые импульсы в ответ на звуковой раздражитель. Повреждение волосковых клеток приводит к нейросенсорной тугоухости.

Способность наружных волосковых клеток генерировать собственные звуковые колебания называется отоакустической эмиссией и лежит в основе действия аудиометра для скрининга новорожденных. Через несколько милисекунд после тестового звукового сигнала, чувствительный микрофонон улавливает ответные звуковые импульсы наружных волосковых клеток и передает их по зонду в регистрирующую часть прибора. Далее прибор анализирует результаты обследования и выдает их на экране.

Существует также спонтанная отоакустическая эмиссия — этот тип колебаний наружных волосковых клеток может быть зарегистрирован без предварительной звуковой стимуляции. Регистрация колебаний отоакустической эмиссии прибором позволяет сделать вывод, что человек слышит этим ухом нормально.

Отоакустическая эмиссия имеется у новорожденных со вторых суток жизни, поэтому обследование слуха проводится им на 3-4 день после рождения.

Для обследования нужно, чтобы ребенок был сыт, спокоен и неподвижен. Удобнее всего проводить обследование во время сна. Нужно постараться не разбудить ребенка.

Обследованию могут помешать различные причины:

  • беспокойство ребенка во время процедуры, здесь в некоторых случаях могут помочь мамина грудь, пустушка или бутылочка, они успокаивают ребенка, но активное сосание во время обследования тоже может создавать помехи,
  • препятствия в наружном ухе ребенка — кровь, слизь, первородная смазка.

Из-за таких помех прибор может выдать ложноотрицательный результат.

Аудиометр показывает на экране прошел ребенок аудиоскрининг на это ухо или нет. Его показания можно распечатать на принтере.

В выписке из роддома обязательно указываются результаты аудиоскрининга, в норме выглядит это примерно так:

Аудиоскрининг: D (+); S (+)

или D=S (+)

Буква D обозначает правое ухо, S — левое, знак (+), что тест положительный и слух у ребенка есть.

Если стоит знак (-), значит для этого уха прибор звуковых импульсов с с наружных волосковых клеток ребенка не уловил.

Кому аудиоскрининг проводят в поликлинике

  • Некоторым детям выдают в выписке из роддома отрицательный результат скрининга. Но однократный отрицательный результат, не означает, что ребенок не слышит.
  • Некоторым детям по состоянию здоровья или по другим причинам аудиоскрининг в роддоме не проводится.

Этим детям проводится аудиоскрининг в 1 месяц в детской поликлинике.

Направляясь на обследование в поликлинику родителям нужно обеспечить, чтобы ребенок был сыт и лучше всего спал во время процедуры. Взять с собой пеленку, пустушку и бутылочку со смесью.

Если имеется два отрицательных результата аудиоскрининга — это не является достоверным доказательством того, что ребенок не слышит, но в этом случае малыш обязательно направляется на полное аудиологическое обследование к врачу сурдологу.

У детей выделяют группы риска по тугоухости

На первом месте — наследственная тугоухость — у тугоухих родителей очень часто рождаются дети с тем же недостатком. Поэтому за детьми в таких семьях сурдолог наблюдает с первых месяцев жизни.

Кроме этого на слух новорожденного влияют множество факторов во время беременности и в родах: вирусы, бактерии, лекарства и т.д.

Подробнее ознакомиться с группами риска по тугоухости, с цифрами по частоте выявления тугоухости по результатам аудиоскрининга, а также с наблюдениями врача неонатолога, который лично проводит аудиоскрининг новорожденным в роддоме можно на сайте Натальи Валерьевны Даньшиной: О Луховицком роддоме.

Аудиоскрининг — простой и безвредный метод, он позволяет в раннем возрасте отобрать детей нуждающихся в полном обследовании у сурдолога.

Но все же существуют редкие формы тугоухости, которые нельзя диагностировать методом отоакустической эмиссии. Это тугоухость, связанная с повреждением или аномалией слухового нерва и слухового центра головного мозга. На их долю приходится всего 1% от общего числа всех случаев сенсоневральной тугоухости. Но все же, если ребенок аудиоскрининг прошел успешно, а у родителей есть сомнения насчет его слуха, следует обратиться к сурдологу, для прохождения полного аудиологического обследования.

mamadoktor.ru

Причины необходимости проведения

К процедуре аудиологического скрининга необходимо отнестись со всей серьезностью, так как нарушения слухового аппарата у детей лучше всего поддаются терапии в первые полгода после рождения. Именно способность слышать и различать звуки в дальнейшем позволяет распознавать речь и учиться говорить. Если патологии будут выявлены несвоевременно, то это может привести к развитию у ребенка полной глухоты. В связи с этим не следует пренебрегать указанным обследованием и полученными в его ходе результатами.

Малыш не прошел тест: что дальше?

Если кроха не прошел первый аудиологический скрининг, сразу паниковать не стоит: вовсе не обязательно, что малыш страдает от необратимой утраты слуха. Существуют различные причины, способные привести к такому результату. Одной из них является присутствие родовой жидкости в ушных проходах, которая блокирует внешние стимулы, которые не попадают во внутреннее ухо, что приводит к провалу теста. Также к такому результату может привести накопление жидкости в камере среднего уха, за барабанной перепонкой (эта причина характерна для инфицирования уха у детей). Когда эти причины будут устранены, младенец сможет заново пройти тест. Поэтому желательно всегда учитывать и иметь в запасе неделю для прохождения рескрининга (повторного скрининга).

Еще одной возможной причиной для ложных результатов является лишний шум и много движений, которые новорожденный может производить во время аудиологического скрининга. Дело в том, что сила звуков, которые измеряют как СРСМ, так и ОАЭ, очень тихая. Поэтому любое движение во время исследования, плач ребенка могут привести к тому, что аппаратура не сработает. Вот почему лучше проводить тест, когда кроха успокоится или заснет. Очень хорошо помогает, если ребенка покормить прямо перед исследованием.

Если в результате теста выясняется, что у кроохи потеря слуха, назначается более развернутое тестирование для определения, в какой степени у ребенка нарушен слух. Основным отличием между скринингом и диагностикой слуха является количество информации, которое собирается в ходе этих тестов. Например, если малыш не проходит аудиологического скрининга, обычно неясно, действительно ли у него проблемы со слухом, какая степень тугоухости, есть ли возможность исправить проблему или патология необратима. Диагностический тест может ответить на все эти вопросы.

Понятно, что диагностический тест занимает больше времени, чем скрининг, а также требует больше взаимодействия между аудиологом и ребенком. Обычно в качестве диагностического теста проводится развернутый вариант СРСМ, при котором применяется большее количество звуковых стимулов, чем при скрининге. ОАЭ также при этом проводится для того, чтобы подтвердить результаты.

Как часто нужно проводить?

Правила устанавливают, что проведение аудиологического скрининга необходимо дважды: через трое-четверо суток после рождения ребенка, а затем через 1-1,5 месяца после рождения. В некоторых случаях, когда результаты первого сканирования хорошие, повторное обследование не требуется. Наибольшую важность имеет исследование слуха у детей, рожденных недоношенными, а также имеющих соматические заболевания. Связано это с тем, что у недоношенных младенцев очень велика вероятность развития слуховой нейропатии и других нарушений слуха.

Как проверяют слух новорожденным

Обычно аудиоскрининг для каждого новорожденного проводится на 3-4 сутки его жизни в условиях роддома врачом-неонатологом с применением современного медицинского оборудования на основе методики отоакустической эмиссии, или ОАЭ. Оценка реакции слухового мозгового центра также может проводиться с помощью электрических импульсов – АBR. Обе методики отличает:

  • детальная точность;
  • неинвазивность и полная безопасность для здоровья младенца;
  • высокая технологичность.

Для диагностики по методу ОАЭ используется специальный высокочувствительный зонд с безопасным ушным вкладышем, который соединен с устройством, фиксирующим реакцию слухового отдела ребенка. Методика АВR предполагает использование электродов, прикладываемых к голове новорожденного.

Если в первый месяц жизни малыша родители не прошли такое обследование в роддоме, то его необходимо провести позже в обязательном порядке, пока младенцу не исполнилось 3 месяца. Аудиологический скрининг делают обычно спящему ребенку, в процедурном кабинете в это время соблюдается тишина.

Выбор техники проведения аудиологического скрининга у новорожденных зависит от наличия того или иного оборудования и подготовленности специалиста, который его проводит. Звук может передаваться при помощи электрических импульсов, полученная активность слухового ствола головного мозга отображается на мониторе приемного устройства. Вся процедура диагностирования занимает 5-15 минут.

Порядок проведения

Обследование впервые проводится через трое-четверо суток после рождения малыша, оно является абсолютно безболезненным, неинвазивным, безвредным для ребенка. Кроме того, противопоказаний к такому исследованию слуха не существует. Врачом-неонатологом при помощи небольшого прибора для аудиологического скрининга осуществляется автоматическая регистрация отоакустической эмиссии. Прибор внешне выглядит как небольшой зонд, снабженный высокочувствительным микрофоном и маленьким телефоном.

Проводить исследование желательно между кормлениями ребенка, когда он спокоен или же спит. Для успокоения малышу можно дать пустышку, однако во время скрининга ее необходимо вынуть изо рта – сосание создаст дополнительный шум, что отразится на результате исследования. Чтобы получить наиболее точные результаты, скрининг должен проводиться в абсолютной тишине.

Обтуратор, или микрофон (специальный маленький зонд, снабженный ушным вкладышем) врач вводит ребенку в наружный слуховой ход. К зонду присоединяется прибор, который выполняет несколько функций: подает звуковые импульсы, имеющие разную частотность, и регистрирует отоакустическую эмиссию (звук, генерируемый волосковыми клетками улитки – рецепторами слуховой системы). Прибор посылает ребенку в ухо последовательно два сигнала, имеющих разную частоту, в то время как прибор регистрирует реакцию рецепторов на этот звук. Каждое ухо тестируется врачом поочередно.

Отоакустическая эмиссия: что это?

ОАЭ свидетельствует о правильном функционировании слухового аппарата и подразумевает под собой звуковой феномен, который воспроизводится улиткой внутреннего уха. Этот отдел органа слуха генерирует низкочастотные звуки в ответ на акустические раздражители.

Впервые низкочастотные колебания были зарегистрированы еще в 70-х годах XX столетия. Сегодня современное оборудование позволяет фиксировать два основных типа ОАЭ:

  • спонтанную, когда звуковые колебания возникают без акустических раздражителей;
  • вызванную, когда колебание ресничек живых наружных волосковых клеток улитки отмечается после звуковых сигналов.

В свою очередь, вызванная ОАЭ подразделяется на несколько подтипов:

  • задержанную вызванную, которая регистрируется после звукового стимула;
  • ОАЭ на частоте продукта искажения, когда фиксируется реакция сразу на два тона различной частоты;
  • на частоте стимуляции, когда низкочастотные колебания отмечаются на фоне кратковременных звуковых раздражителей.

Отоакустическая эмиссия / компьютерная аудиометрия — 2 000 руб.

(продолжительность процедуры)

Показания

  • подозрение на нейросенсорную тугоухость вследствие профессиональных вредностей;
  • посттравматическое поражение звукопроводящего аппарата;
  • сбой в работе слухового анализатора, обусловленный постинфекционными осложнениями;
  • аудиологический скрининг, который проводится новорожденным в профилактических целях;
  • применения ототоксических лекарственных препаратов;
  • для уточнения диагноза у маленьких пациентов, которым затруднительно проводить аудиометрию;
  • дифференциальная диагностика нарушений слуха и выявление этиологии шума;
  • оценка результата лечения.

Противопоказания

Противопоказаний к проведению диагностической процедуры нет.

Разновидности

Специалисты различают несколько разновидностей аудиологического скрининга:

  1. ОАЭ (скрининговая отоакустическая эмиссия). Представляет собой общее исследование, стандартную диагностику слуха малыша в родильном доме.
  2. Клиническая ОАЭ. Представляет собой более детальное обследование, проводимое сурдологом. Назначают такое исследование детям, у которых первичная ОАЭ была отрицательной.
  3. КСВП (фиксация коротколатеральных слуховых вызванных потенциалов). Данная методика представляет собой альтернативу ОАЭ. В ходе КСВП можно получить более точные результаты, нежели при ОАЭ.
  4. ASSR-тест. Представляет собой объективную компьютерную аудиометрию. Данная методика часто назначается в качестве дополнения к КСВП, если у ребенка к тому моменту зафиксированы какие-либо отклонения в слуховом аппарате. Компьютерная аудиометрия дает возможность наглядно оценить пороги слуха по разным частотам.

Интерпретация результатов

Несложная и безопасная диагностическая процедура способна выявить самые разные проблемы, связанные со слухом новорожденного. Патологии могут развиваться в наружном, среднем, а также внутреннем ухе или поражать несколько отделов сразу.

На мониторе диагностического устройства во время проведения скрининга можно увидеть один из двух результатов:

  • Pass – означает «прошел», что свидетельствует о нормальном развитии слуха и правильной ответной реакции волосков;
  • Refer – означает «требует направления», что говорит о возможных нарушениях слуха, так как аппарат не зафиксировал ответной колебательной реакции волосков.

Повторная диагностика, осуществляющаяся на втором месяце жизни, может подтвердить или опровергнуть результат, полученный в родильном доме. При отсутствии реакции слуха ребенок направляется в специализированное учреждения для дальнейшей диагностики.

В разных районах Российской Федерации устанавливаются свои сроки для проведения аудиологического скрининга. Ряд территориальных субъектов устанавливает третий скрининг для годовалых детей. Дополнительное обследование помогает выявить проблему, которая развивается постепенно, например, тугоухость.

Оценка результатов

Результаты аудиологического скрининга сразу отображаются на мониторе прибора. Результат Refer говорит о том, что в ходе теста не было выявлено колебаний волосковых клеток, что в свою очередь свидетельствует о нарушении слуха. Если получен подобный результат, ребенка направляют на дальнейшее обследование к сурдологу. Однако родителям следует помнить, что такой результат не является подтверждением того, что у ребенка тугоухость или другая проблема.

Нередко случается, что повторное обследование детей, которые уже прошли аудиологический скрининг, дает положительный результат, то есть присутствие патологии не подтверждается. Разные специалисты объясняют такую ситуацию по-разному. Нередко первое исследование дает отрицательный результат из-за того, что из ушных проходов малыша еще не полностью вышли родильные массы. Повторное обследование показано спустя 1-1,5 месяца после первого. При получении повторного отрицательного результата ребенка направляют на дальнейшее обследование с последующим лечением.

Если аудиологический скрининг дважды дает отрицательный результат, ребенку показан осмотр у отоларинголога, который даст направление на расширенное обследование в сурдологическом центре. Сделать это лучше до того, как малышу исполнится 3 месяца.

Аудиологический скрининг новорожденных

Особое внимание должно быть уделено детям с задержкой речевого развития, в том числе и более старшего возраста. Очевидно и еще одно обстоятельство – скрининговые обследования слуха не должны ограничиваться детьми, имеющими факторы риска по тугоухости, поскольку уже установлено, что у 50% детей с нарушениями слуха в анамнезе отсутствуют факторы риска по тугоухости. А значит, аудиологический скрининг должен охватывать всех новорожденных.

Массовые обследования слуха необходимо также проводить в детских учреждениях для детей с расстройствами речи и задержкой психического развития, поскольку эти нарушения имеют общие факторы риска с нарушениями слуха. Как показали исследования, 28% детей логопедических детских садов (с диагнозами – общее недоразвитие речи, дизартрия) имеют слуховую дисфункцию. Снижение слуха 1-3 степени обнаруживается у 70% детей с болезнью Дауна и у 20% детей с аутизмом, патология слуха встречается у 80% детей с врожденными расщелинами неба.

Совместная работа сотрудников СП НИИ ЛОР, СПб городского детского сурдоцентра, Института раннего вмешательства в этих направлениях способствовала тому, что дети со средними потерями слуха и неврологическими нарушениями на диагностическое обследование стали направляться раньше. И, как следствие, у них раньше стали диагностироваться нарушения слуха.

Среди рекомендаций особое место занимал пункт о необходимости введения обследования слуха у детей с помощью объективных методов в больницах для новорожденных, поскольку у детей, нуждающихся в интенсивной терапии в первые дни и месяцы жизни, вероятность нарушения слуха в 10 раз выше. При этом наблюдается рост числа детей с врожденными нарушениями слуха вследствие увеличения патологии беременности и родов, а также в результате достижений современной медицины, обеспечивающих выживаемость глубоко недоношенных детей и детей с аномалиями развития.

В настоящее время аудиологический скрининг с помощью объективного метода – регистрации вызванной отоакустической эмиссии – вводится и в России. Согласно государственной программе, роддома оснащаются необходимым оборудованием, а специалисты трех ведущих центров – ФГУ Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, ФГУ Российский центр аудиологии и слухопротезирования и ФГУ НИИ оториноларингологии – обучают персонал роддомов проведению аудиологического скрининга детей с помощью этого оборудования.

Многолетние наблюдения у нас в стране и за рубежом свидетельствуют, что аудиологический скрининг необходимо проводить у новорожденных детей в роддомах. Причем оптимальным методом в этом случае является регистрация вызванной отоакустической эмиссии. Этот метод позволяет выявить даже небольшое снижение слуха, причем независимо от того, является ли это кондуктивной или сенсоневральной тугоухостью. Аудиологическое тестирование новорожденных в родильных домах методом регистрации ОАЭ рекомендуется проводить не ранее 4 дня жизни, поскольку в более ранний период у части детей она не регистрируется.

Особую ситуацию представляет аудиологический скрининг в больницах для новорожденных, где длительное время находятся недоношенные дети и дети с различными соматическими заболеваниями. Здесь необходима также регистрация слуховых вызванных потенциалов. Дело в том, что у этих детей не только значительно выше встречаемость нарушений слуха, но также высока вероятность возникновения слуховой нейропатии. Если использовать только отоакустическую эмиссию, то такие дети ошибочно диагностируются как нормальнослышащие. В отделениях патологии новорожденных аудиологическое тестирование целесообразно проводить перед выпиской ребенка из стационара.

При наличии отрицательного результата аудиологический скрининг следует провести повторно (через 4-6 недель после первичного скрининга). Отрицательным результатом первичного скрининга назы- вается отсутствие отоакус- тической эмиссии или отсутствие слуховых вызван- ных потенциалов на пороговый уровень стимулов (35-40 дБ для разных приборов) для одного или двух ушей.

При повторном отрицательном результате ребенок направляется на диагностическое обследование слуха в детский сурдологический центр (областной, краевой или республиканский). Причем диагностическое обследование должно быть проведено в первые 3 месяца жизни.

Повторное обследование слуха следует рекомендовать и новорожденным, успешно прошедшим скрининг в родильном доме, но затем госпитализированным в отделение патологии новорожденных в связи с гипербилирубинемией.

Внедрение аудиологического скрининга новорожденных в нашей стране должно позволить приблизиться к современным стандартам в области помощи детям с нарушениями слуха:

  1. Выявление нарушений слуха сразу после рождения.
  2. Диагностика нарушений слуха (определение типа нарушения слуха, уровня поражения слуховой системы и степени слуховых потерь) в возрасте до 3-4 месяцев.
  3. Слухопротезирование при наличии порогов слуха в речевом диапазоне более 40 дБ в возрасте от 2-х месяцев.
  4. Проведение необходимых лечебных мероприятий.
  5. Ранняя абилитация – занятия ребенка и родителей с сурдопедагогом по развитию остаточного слуха, коммуникативных навыков, речи, психических функций, моторики – с момента выявления нарушений слухового восприятия.
  6. Кохлеарная имплантация – электродное протезирование слуха детей с глухотой и 4 степенью тугоухости при отсутствии эффективности от адекватного протезирования слуховым аппаратом (начиная с возраста 1 год).

Исследования показали, что если детей с 3-4 степенью тугоухости протезировать слуховыми аппаратами в возрасте до 6-ти месяцев, то их речевое и языковое развитие, в том числе накопление пассивного и активного словаря, овладение грамматической системой родного языка, будет такое же, как у нормальнослышащих детей. Если же детям надеть аппараты после 6-ти месяцев, то при самой эффективной коррекционной работе ребенок все равно будет отставать в развитии речи.
Таким образом, внедрение аудиологического скрининга новорожденных с помощью отоакустической эмиссии в России, безусловно, важный этап. Но это лишь первый этап в ранней абилитации детей с нарушениями слуха. Во многих ли городах есть центры, оснащенные современным диагностическим оборудованием и персонал, умеющий квалифицированно проводить дифференциальную диагностику нарушений слуха у детей в возрасте до 6-ти месяцев? Наш опыт свидетельствует, что таких центров пока очень мало. Еще меньше специалистов, которые умеют протезировать детей такого возраста. Катастрофически не хватает сурдопедагогов, имеющих навыки реабилитационной работы с детьми раннего возраста. А главное, многие специалисты до сих пор считают, что слухопротезирование детей может быть отложено до 1 — 2-х лет, а занятия с ребенком можно начать только в 3 года в специальном детском саду для детей с нарушенным слухом.

Но наиболее интенсивное развитие слуховых путей и центров, а также мозга происходит в первые 1,5 года жизни ребенка! И мы сегодня владеем методами слухопроте-зирования и развития слуха и речи у глухих детей, начиная с первых месяцев жизни.

Поэтому, на наш взгляд, программа аудиологического скрининга «заработает», если не только роддома будут оснащены современным качественным оборудованием, но и специалисты обновят свои представления и знания о возможностях ранней реабилитации.

От нас, специалистов, зависит, будет ли у глухого ребенка шанс научиться слышать и говорить, как нормальнослышащие дети.

И.В.Королева, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (кафедра сурдопедагогики), Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербургской Медицинской академии последипломного образования (кафедра высоких технологий в оториноларингологии и логопатологии)

Факторы риска

Специалисты выделяют несколько факторов риска по патологическим изменениям слуха и тугоухости у новорожденных:

  1. Резус-конфликт.
  2. Асфиксия ребенка в процессе родов.
  3. Переношенная беременность.
  4. Недоношенность, недостаточная масса тела у ребенка при рождении.
  5. Заболевания инфекционной, вирусной природы, перенесенные матерью во время вынашивания ребенка.
  6. Частые токсикозы в период беременности.
  7. Отягощенная наследственность – полное отсутствие либо нарушение слуха, отмеченное у близких родственников.

Детям, входящим в группы риска, показано обязательное глубокое обследование у сурдолога, так как они наиболее подвержены развитию патологий слуха.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]